Казацкие Болсуны
точка на карте, место в истории
Этот населённый пункт находится на севере Ветковского района Гомельской области и расположен на берегу реки Беседь. Меня заинтриговали слова председателя Ветковского райисполкома Виктора Буракова, сказанные в интервью: «Казацкие Болсуны – это вообще особые традиции и культура». А я, проводя каждое школьное лето в Ветке, о Казацких Болсунах знал только разве что по надписи на табличке рейсового автобуса у автостанции. Это сейчас в школах преподают краеведение, и желающие могут узнать для себя что-то новое о родном крае, а в ту недавнюю пору об этом мало кто думал. Ну, да ладно, у нас теперь открылись большие возможности. Что же удалось разузнать о К. Болсунах по результатам поиска в Интернете? Какова их связь с казачеством в прошлом, и какие народные традиции – казацкие, белорусские – живы здесь и поныне? Исторически и территориально деревня Казацкие Болсуны является «осколком» былого Стародубского полка. Была такая административно-войсковая единица, что в 14-17 веках территориально (с разными названиями статусом) побывала в пределах и Черниговского княжества и Великого княжества Литовского (ВКЛ), а после Андрусовского перемирия 1667 г. вошла в состав Гетманской Украины и Московского государства. Тут проживали служивые люди – казаки, которые в отличие от простых крестьян (посполитых, со временем ставших крепостными), занимающихся возделыванием земли, ещё несли и воинскую службу, состояли в казацкой сотне (вероятнее всего в Мглинской сотне Стародубского полка), которая формировалась по территориальному признаку. Казаки были вольным сословием. Изначально это казацкое поселение, основанное 340 лет назад в 1667(?) году, имело название Болсуны (по имени украинского атамана Балсуна [Болсуна]). Однако, в 20-х годах прошлого века при передаче ряда территорий из состава РСФСР в Белоруссию появилась необходимость его переименования. Вот что об этом сообщает на соответствующих «казацких» форумах знаток вопроса и выходец из К. Болсунов palivac (Паливач):
«…Ситуация простая: на территории Беларуси находится только один населённый пункт (Казацкие Болсуны Ветковского р-на, до революции с. Болсуны Суражского уезда Черниговской губернии), который является исконным казацким селом и часть жителей которого до 1917г. были сословными казаками (это значит по всем документам проходили как казаки, а не крестьяне)».
….
«Рассказать про то, как Болсуны стали Казацкими Болсунами? Рассказываю. Ещё до революции выходцы из нашего села основали недалеко ещё одни Болсуны (в Рогачёвском уезде Могилёвской губернии). После того, как наши Болсуны оказались в Беларуси, в одном районе оказалось две деревни с одинаковым названием. Чтобы не путаться наши Болсуны переименовали в Казацкие Болсуны (а просто Болсуны - в Чечерском районе, километров за 15-20 от наших)».
Нелишне заметить к сказанному, что в наше время Рогачёвский район относится к Гомельской области, а упомянутые новые Болсуны из былого Рогачёвского уезда административно попали в Чечерский район той же Гомельской области. Вот только мне не понятно, почему в одних источниках Казацкие Болсуны называются деревней, а в других – селом. Вот на Украине в сельской местности, например, бытует такое мнение: «Якщо населений пункт має свою церкву, так то вже буде село. А коли церкви немає, то може називатись як завгодно - хутір, селище, тільки не село». Есть ли сейчас церковь в К. Болсунах? Известно, что раньше был Свято-Николаевский храм, но утрачен во время антиправославного лихолетья начала 20-го века. Может я в своём рассуждении о селе в чём-то и заблуждаюсь?..
Добавлено (06.02.2009, 20:50)
---------------------------------------------
palivac:
Нашёл интересную статистику по Казацким Болсунам:
в 1858 г. по ревизии (переписи) в селе было 303 ревизские души казаков и 143 души панских (помещицких) крестьян.
… типичное для Стародубщины казацко-крестьянское село, как и во многих других сёлах граница между казацкой и панской, а после 1861 г. крестьянской сторонами, проходила по речке, протекающей через село. Какие культурные события связаны с Казацкими Болсунами.
Прежде всего, хочу остановиться на аспекте языкознания. Слово «болсун» имеет тюркское происхождение и его значение можно выяснить на примере следующих выражений:
Добрый человек, да будет лёгкой твоя дорога - батыр киши, джолун болсун.
Да будет так - алай болсун.
Такое вот белорусское Let it be (Пусть будет так) получается. «Beatles» тут разумеется не при чём.
«Телерадиокомпания “Гомель”» сняла документальный фильм «Казацкие Болсуны» и показала его в августе 2008 года. В аннотации сказано, что фильм рассказывает о людях мужества и отваги, о дружбе и сотрудничестве украинских и белорусских казаков, о том, что они принимали активное участие в самом крупном крестьянском восстании в России под предводительством Емельяна Пугачёва, о традициях белорусского казачества, которые ныне хранят потомки.
К слову сказать, что на Первом Международном фестивале казацкой народной современной песни и документального кино «Куяльник-2008», который проходил с 20 по 25 августа 2008 года в городе Одессе были представлены 18 документальных фильмов. Целью которых было донести зрителю историю жизни казаков, их традиции. После просмотра жюри вынесло свой вердикт и в номинации «Документальное кино» места распределились так: 1-е место получил документальный фильм «Казацтво Полтавщины» (г. Кременчуг), 2-е - фильм «Казацкие Болсуны» (Беларусь), 3-е - «История маленьких гор» (Молдова).
В настоящее время в Беларуси статусом нематериальной историко-культурной ценности обладает аутентичный фольклорный обряд деревни Казацкие Болсуны "Ваджэнне i пахаванне стралы" (“Вождение и похорон стрелы”), главнейшей функцией которого является уберечь домашний скот от молний. Наверное, для республики это немного, если учесть, что это всего лишь второй фольклорный обряд в списке историко-культурных ценностей. Но большое ведь всегда начинается с малого. Инициатором возрождения обряда выступил фольклорный коллектив “Казачка” клуба-библиотеки. В обрядовых действиях участвуют жители деревни, фактически он бытует активно, в натуральных условиях. Думаю, что не ошибаюсь, утверждая, что и эту красивую казацкую песню также исполняют женщины из народного коллектива «Казачка»:
З-за гары сокал вылятая,
Ой, там казачэнька, эй, патапая.
А там казачэнька патапая,
Ой, а яго бацька чуя, эй, нi рятуя.
А яго бацька чуя, ні рятуя,
Ходзя ж па беражку, эй, усё дратуя. (бядуя)
Ходзя ж па беражку, усё дратуя:
- Ой, загiніш, сынку, эй, ты загiніш.
Ой, загiніш, сынку, ты загiніш,
Каго ж верна любiш, эй, ты пакiніш.
- Ні загiну, татка, ні загiну,
Каго верна люблю, эй, ні пакiну. (Песня запiсана у вёсцы Казацкiя Балсуны Веткаўскага раёна Гомельскай вобл. - palivac)
Песня "На нашым дварэ" в исполнении моих [palivac] односельчанок
http://www.volkovtrio.ru/fav/nnd.mp3
(кстати, песня практически в первозданном виде исполняется белорусской фолк-поп группой "Палац")
Добавлено (06.02.2009, 20:58)
---------------------------------------------
Рекомендую послушать сельчанок-казачек – они демонстрируют настоящее аутентичное (коренное) пение.
На снимке: певуньи (фольклорный ансамбль "Казачка" деревни "Казацкие Болсуны" Ветковского района). Фото Геннадия Жинкова, 05.12.2008, БелТА.
palivac
Это народная песня, которую поют до сих пор в Болсунах (и поют именно по-белорусски дети и внуки стародубских казаков), которые и исторически и лингвистически часть Стародубщины (тот же Погар от Болсунов километров за 200, но язык там до недавнего времени был тот же, только он был вытеснен литературным русским значительно ранее). Сомневаюсь, что в других населенных пунктах Стародубщины она ещё поётся до сих пор на … украинском.
Дополню, что население Болсунов автохтонное2. Наши предки жили в этих местах более тысячи лет, о чём говорит и антропология, и обряды (например, "Ваджэнне стрялы" - обряд которому сотни лет) и похоронные ритуалы (например, у нас до сих пор хоронят головой на восток, так как это делали одни из наших предков - местные балты), и ремёсла (например, до самого последнего времени у нас наряду с лодками использовались челны, вырубленные из осины). А о том, что в наших местах делали эти челны ещё тысячу лет назад можно почитать у византийского императора Константина VII Порфирогенита (Багрянородного).
Последний казацкий челн (1992 г.) Я совсем не склонен излишне романтизировать стародубских казаков, ведь они были людьми военными, а война – явление жестокое, кровавое и времена вооружённого противостояния Речи Посполитой и Московского государства не являются исключением. А история этих мест, в том числе и конкретной точки на карте – Казацких Болсунов, очень насыщенная событиями.
Взгляд в минувшее от Istorik:
«Стародубщина была частью ВКЛ вместе с остальными украинскими землями - Киевом, Черниговом и т. д. с конца 14 в. по 1503 год. А до этого находилась в составе Черниговского княжества. В документах - украинских, польских, литовских, русских называлась всегда Северской землёй, Северой. С 1503 по 1618 г.г. вся Северщина в составе России, а Белоруссия в ВКЛ и Речи Посполитой. В 1618 году, после Смутного времени, в условиях существования единой Речи Посполитой, Стародубщину присоединили к Княжеству [литовскому] чисто по географическому принципу, так как её территория резко выдавалась на север, в сторону Княжества. Однако, отдельно от Украины, в составе ВКЛ Стародубщина была всего лишь 30 лет, с 1618 по 1648 г.г. Восстание Хмельницкого, поддержанное стародубцами, в отличие от белорусских земель, показало, что стародубцы хотели быть едины со всей остальной Северской землёй и Украиной».
Интернет штука забавная, но он никак не может заменить исторических архивов и работу исследователей историков в этих собраниях древних актов. А уж потом на основании их аналитической работы появятся статьи и книги, которые может быть обнаружатся и в Сети. А мне просто хотелось разобраться в вопросе и узнать что-то новое.
Разумеется, этот скромный обзор не претендует на истину в последней инстанции. Дополнения, уточнения, опровержения, мнения - безусловно, только приветствуются.
_______________________________
(1) Обет, завет, оброк — обязательство, добровольно налагаемое на себя человеком или общиной ради избавления от бед, болезней и т.п., а также предмет или жертвенное животное, приносимые по обещанию в церковь или иное почитаемое место. Например, обетное опоясывание храмов и почитаемых крестов в южнославянских традициях.
(2)Автохтонный (от лат. autos сам, chton земля) - то есть возникший на месте своего современного обитания; развивающийся в данных условиях без существенного влияния извне (в условиях той или иной изоляции). Близкое понятие - аборигенный.