21:56
«Улыбки старого джаза» в Политехническом, 17.04.2011.
Вот уже четвёртую весну собирает Анатолий Кролл под гостеприимной крышей Политехнического музея фестиваль диксилендов «Улыбки старого джаза». Желающих ощутить настоящий праздник джаза и послушать задорную, весёлую музыку диксилендов собралось немало – в зале аншлаг. Более того, ведётся съёмка несколькими видеокамерами на треногах, чего уже давненько в Большой аудитории на джазовых концертах не отмечалось.
 
Открыл вечер коллектив «Дикси-Смайл» под руководством кларнетиста Ивана Волкова, который вместе с коллегами принадлежит к джазовому оркестру имени Олега Лундстрема. Это обычная практика, когда участники биг-бэндов образуют такие небольшие творческие коллективы. Солистка коллектива Светлана Панова объявила несколько грядущих инструментальных композиций и скрылась до поры за кулисами. Зазвучали обработки в стиле диксиленда русской народной песни «Из-за острова на стрежень», марша Черномора из оперы Ф. Глинки «Руслан и Людмила», советской песенки о незамужних самарских ткачихах. Интересно было узнать от Ивана Волкова, что аранжировки к прозвучавшим композициям были написаны ещё в 1981 году в творческой джазовой лаборатории при московском доме культуры «Москворечье», в котором нам неоднократно приходилось бывать на разных культурных мероприятиях. После чарующего танго вышла Света Панова, костюм которой был увешан всякими зверушками и тигром, лежащим на плечах, которая целиком в духе своего прикида исполнила известную детскую песенку «Чунга-чанга», разумеется, в зажигательном формате открывшегося вечера. За ней последовала любимая многими детьми да и взрослыми песенка о львёночке и черепахе: «Рядом львёночек лежит и ушами шевелит…». Эти песенки прозвучали как надежда на скорое наступление тёплой солнечной погоды, тем более что у весёлой Светы сегодня 17-го апреля наступил день рождения! Наши поздравления! Своё выступление «Дикси-Смайл» завершил двумя англоязычными песнями: проникновенной лиричной Smile и чем-то весьма энергичным и необъявленным. И всё это было хорошо!
 
 А вот уже и знакомое название объявлено – «Moscow ragtime band» под управлением трубача Константина Гевондяна. Аплодисментами был встречен одиноко вышедший самым первым на сцену любимец публики барабанщик Саша Иванов. Когда подошли и другие участники, сразу стало заметно, что Константину сегодня помогают приглашённые именитые музыканты тромбонист Максим Пиганов и саксофонист/кларнетист Игорь Тертычный. Своё выступление «Moscow ragtime band» начал с диксиленда, причём Константин, помимо того, что играл на трубе, периодически напевал нечто англоязычное. Эта вокальная партия не преобладала над такими же партиями солирующих инструментов, существовала наравне с соло трубы или тромбона, а эффект прикосновения к характерному звучанию из прошлого достигался использованием Гевондяном для пения этакого изящного белого мегафончика, который был одновременно и вокодером и «машиной времени», которые переносили нас в начало прошлого века на американский Юг и создавали иллюзию прослушивания старой граммофонной пластинки.
 
 А потом, играя на дудочке, в строгом платье горчичного цвета, украшенном большой ромашкой-герберой, вышла девушка и довольно скоро запела известный «Бэйсин стрит блюз», продемонстрировав красивый сильный вокал. Сегодня с бэндом К. Гевондяна выступает джазовая вокалистка Полина Касьянова. Следующую вещь под названием «Why do why» Полина исполняла при помощи металлического конуса-рупора для усиления звука голоса. Сразу как-то было непонятно, зачем она поёт не в микрофон, а пользуется таким старинным аксессуаром звукоусиления, словно капитан старинного колёсного парохода на реке Миссисипи. Всё-же удалось быстро догадаться, что музыканты хотели показать нам, как исполнялись песни с эстрады в «домикрофонную» эпоху. И это было здорово, зрелищно, причём с элементами лёгкой музыкальной шутки.
 
Затем музыканты сыграли инструментальный вариант джазового стандарта «That old feeling», продемонстрировав потрясающее мастерство игры и импровизации в ансамбле. Гевондян, Пиганов и Тертычный так играли в унисон, словно они были одним единым музыкальным инструментом, доселе не виданным. Даже видавший виды Анатолий Кролл признался, что, находясь за кулисами, откровенно наслаждался искусством своих коллег. Опять на сцене появилась Полина Касьянова с песенками «Nobody sweet hard» и «By-by blues», её было не только приятно слушать, но и наблюдать за исполненным лёгкого юмора непринуждённым поведением на сцене. В форме вокального диалога с Константином ею был исполнен фокстрот «Yes, ser» с применением того же мегафончика и зажигательным пританцовыванием. Завершилось первое отделение весеннего джазового фестиваля исполнением ритмичной «Sweet Georgia Brown», Полина и музыканты «Moscow ragtime band» были в ударе и всё их сегодняшнее музыкальное священнодейство оставило неизгладимое прекрасное впечатление.
 
После вступительного слова и объявлений (информация о них – в конце материала), сделанных ведущим Анатолием Кроллом, своё выступление начало «Тромбон-шоу» Максима Пиганова. В этой «мизансцене» Максим Пиганов и Константин Гевондян поменялись ролями – теперь гостем стал Константин, с трубой, с множеством накладок для изменения звучания инструмента, а также с прекрасно зарекомендовавшим себя в первом отделении мегафончиком.
Выступление коллектива тромбониста Максима Пиганова полностью было посвящено творчеству Леонида Осиповича Утёсова. И начали они с попурри на темы музыки к кинофильму «Весёлые ребята» - «Легко на сердце от песни весёлой…», «Стрелки»… Это большой талант, очевидно, вот так мастерски и увлекательно исполнять наш старый утёсовский джаз, что у публики аж дух захватывает! Продолжили исполнением песенки «Джаз-болельщик», Пиганов, предваряя исполнение, сообщил, что в первоначальной аранжировке у Леонида Осиповича были скрипки, но в его коллективе (ещё три тромбона, фортепиано, контрабас и барабаны) «скрипок нет, но есть "квакушки”», то есть тромбоны снабжены звукоизменяющими накладками. Приглашённый в проект Гевондян попеременно играл то на трубе, то блистательно напевал в свой замечательный мегафончик в этой песенке и во время всех последующих, что сильно напоминало незабвенный патефончик.
 Напоминанием о годах Великой Отечественной войны и о том как советские музыканты умели поднимать дух наших воинов прозвучала юмористическая песенка «Барон фон дер Пшик».
Очень оптимистично и зажигательно последовала немного лукавая «У самовара я и моя Маша», её сменила джазовая «баллада» о любви к корове Пеструхе – «Ты не только съела цветы…».
Музыкальную тему следующей боевой песни «Бомбардировщики» Леонид Утёсов позаимствовал у американских военных лётчиков – «Мы летим, ковыляя во мгле…»
И почти уже завершая, Константин Гевондян проникновенно и ласково спел очень добрую песню «Дорогие мои москвичи». Заключая этот музыкальный «круг» на темы Утёсова оркестр опять завёл «Стрелки», которые быстро проходят циферблат и мгновения музыкальных открытий и наслаждения уже остаются в прошлом…
 
Но нет, явно спешу с выводами, поскольку на сцену уже выходят музыканты «Moscow jazz band» под управлением Владимира Лебедева, заслуженного артиста России, обладателя многих джазовых знаков отличия, в том числе «Золотого тромбона» на фестивале в Орландо (Флорида, США). Более того, семья легендарного Глена Миллера в 1997 году подарила Лебедеву тромбон знаменитого американского джазмена.
Выступление начали с доброго регтайма, в котором захватывающе солировал трубач Владимир Галактионов. Сразу же безо всякой раскачки начал исполняться коронный номер Владимира Лебедева «Очи чёрные», наверное, в честь его сегодняшнего дня рождения, о чём как-то скромно сообщил А. Кролл уже в самом конце программы. Однако было отмечено, что в ходе выступления «Moscow jazz band» Кролл обращался к Лебедеву с большой теплотой и не иначе как Володенька. Далее очень добротно прозвучали стандарты «Мэкки-нож» и «Караван».
 
На сцене зашёл разговор о том, что в 1966 году Владимир Лебедев начинал свою карьеру тромбонистом в оркестре Леонида Утёсова. А в тот исторический период упоминания об американском происхождении джаза, мягко говоря, не приветствовались. Так вот Леонид Осипович вполне серьёзно доказывал одесское происхождение джаза, более того, как солидное доказательство, приводился тот факт, что американский композитор Джордж Гершвин, столь популярный у джазменов, родом таки из Одессы. Вот на этой «доказательной» ноте со сцены зазвучала разудалая песня «Прости-прощай Одесса-мама».
 
Отдали должное и американскому джазу Глена Миллера, исполнив всемирно любимые «Чаттануга чу-чу» и «Серенаду Солнечной долины». Невозможно обойти вниманием виртуозную игру саксофониста/кларнетиста Игоря Тертычного, которой в этой части концерта уже музицировал в своём родном бэнде. Андрей Разин (так и хочется сказать – гений) играл одновременно на фортепиано и синтезаторе. Барабанщик Сергей Ефимов так «зажигал», что зал приходил в восторг от этих взлетающих ввысь рук, локтей и барабанных палочек, выбивающих чёткий и мощный, почти что роковый ритм. А в конце композиций создавалась иллюзия того, что Сергей в творческом порыве улетит под потолок, но кто-то невидимый вовремя придерживает его за правую ногу… Одним словом, как говорил мой харьковский сосед Виталий, большой любитель джаза: «Начался забой!». Подыгрывая коллеге, кларнетист Игорь Тертычный, принимая традиционные аплодисменты публики после своей импровизации, всем своим видом и жестами показывал – да, что я?! Вот Ефимов – это подлинный герой вечера!
 
Фестиваль диксилендов «Улыбки старого джаза» традиционно завершился групповым исполнением «Когда святые в рай идут». Вышли и запели обе певицы Светлана и Полина, импровизировали ведущие музыканты – представители всех коллективов, а Анатолий Кролл даже подыграл на фортепиано.
Это был чудесный вечер, настоящий праздник традиционного джаза. Большое спасибо организаторам и участникам за подаренные эстетическое наслаждение и радость общения с настоящим искусством!
 
Объявления от А. Кролла.
1. Летом в Москве должен состояться фестиваль джаз-оркестров, посвящённый 95-летию О.Е. Лундстрема. Концертная площадка пока не определена: Театр Эстрады или концертный зал «Россия» в Лужниках.
2. Произошла смена радиостанции информационной поддержки, теперь это «Коммерсант–FM» - 93,6 МГц.
3. На радиостанции «Орфей» (99,2 МГц) в скором времени планируется появление программы «Час джаза» с Анатолием Кроллом.
 
Прикрепления: Картинка 1
Категория: Новости портала | Просмотров: 1219 | Добавил: Dzimitryj | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
close