Случилось мне задать поиск в Интернете по заинтересовавшей теме, связанной с историей и традициями поселения, называющегося Казацкие Болсуны, расположенного, как многим известно, в Ветковском районе. Поисковик Яндекса выдал достаточное количество сведений, однако, наряду с исторической, культурной и деловой информацией по теме поиска неожиданно появились и данные, записанные со слов очевидцев, и касались они такого загадочного явления как «русалки». Признаться был заинтригован тем фактом, что большое количество записанных устных рассказов относилось к Гомельской области и, в частности, к Ветковскому району. Это были рассказы женщин (рождения 10-х – 30-х годов 20-го века) из населённых пунктов с названиями Казацкие Болсуны, Неглюбка, Столбун и некоторых других. Так или иначе, очевидцы утверждают, что видели русалок, но менее загадочным это явление от этих рассказов не становится. Почему-то эти живые свидетельства относятся в основном к 20-м - 40-м годам, по крайней мере, мне такие даты попадались. Отчего это так? Может быть, тогда население не было привязано к телевизорам с их бесконечными сериалами, да и радио в вышеупомянутых деревнях в ту пору не очень-то было распространено. Народ проводил много времени в общении с природой во время работы и отдыха, не был отягощён стрессами и невесёлыми новостями современного информационного общества. Может быть, поэтому у людей, живших в этих лесных деревнях, было время и возможность для встреч (или фантазий) с загадочным – русалками, лешими и т.п.. Которые, как известно из устного народного творчества, предпочитают тишину и несуетность. Неспроста ведь мой дедушка Дмитрий Маркович научал меня, когда мы ходили по грибы, что лес любит тишину, и кричать в нём не годится. Правда, несмотря на следование советам дедушки, при нахождении в лесу или на озёрах мне с чем-то сверхъестественным повстречаться не довелось. Думаю, что это к счастью. Добавлено (16.01.2009, 20:19)
---------------------------------------------
Что-то современные свидетельства о подобных встречах в Сети не попадаются. В шутку или всерьёз, как кому больше нравится, но предполагаю, что насыщение нашего мира электричеством, мощной механизацией, шумными средствами транспорта, связными и информационными технологиями отпугнуло от населённых мест этих «прабабкиных» жителей рек и лесов. С другой стороны, последствия Чернобыльской аварии привели к тому, что большая часть лесистой зоны Ветковского района реально обезлюдела, 58 деревень стали нежилыми, хозяйственная деятельность там не ведётся. Таким образом, действие вышеперечисленных «пугающих» факторов в зоне будущего (даст Бог) Национального парка свелось практически на нет. Не исключаю, что какому-нибудь путешествующему по зоне отчуждения уже сегодня могут привидеться (встретиться) среди безлюдных деревень и лесов, на пустынных берегах рек эти сказочные фольклорные создания, воспетые когда-то белорусами в песнях и сказаниях. Русалки… о них можно прочитать следующие свидетельства:
1-3. Раскажу табе пра русалак. Маёй матцы ўжэ болей ста гадоў, а баба была, яшчэ дваццаць гадоў расказыла. У Баўсунах, у нас, тут, людзі жылі каля рякі, двор на двару, хаты — курянечкі былі. Дзеўкі пойдуць гуляць, а яны ходзяць, крыўляюцца і ламаюцца. Дзеўкі гуляюць, так ножам чырчуць круг, яны тады не чапаюць, а еслі паймаюць, баба будзе беч, яны яе паймалі… і шчыкаціць, так яна вырвалась і ўцякае ўперак меж, так яны падаюць і валяюцца. А як пападалі, уцякла… 2. Быў каваль. Невад павесе сушыць, дак яны паплутаюцца і крычаць: “На Граной нядзелі русалкі сядзелі”. Ён кнут возьме і: “Раз! Раз!” А яны кажы: “Два”. Каб ізбіўся. А ён: “Раз! Раз!” Сек. Не баяўся. І давай жарыць. Жаре і лае ў корань русалак.
3. Русалкі, як прыдзе Граная нядзеля, так і калышацца на бярозах, на кладаў’е асобенна. Русалкі этыя былі. Хадзілі русалкі. Божэ спасі, хадзілі.
(От ж-цы п. Новое Залядье Ветковского р. Феськовой Алены Кондратьевны, 1914 г. р., зап. Лопатин Г.И. в 1990 г. Т. 52. л. 1).
4. Пойдзеш ў лес, русалка… баба наша казала… пашла ў лес… і, як дзевушка, косы завязала і калышыцца на косах. Косы бальшыя ў іх. Як дзеўкі, русалкі. I на косах, гаворэ, калышыцца.
(От ж-цы д. Большие Немки Ветковского р. Потапнёвой Веры Ефимовны, 1919 г. р., зап. Лопатин Г.И. в 1998 г. Т. 73. Л. 14)
6. Мой бацька малый быў, і ў нас завуцца Лецяхі, дзесяць кіламетраў, і была абсадкатакая — бярозы, што вой! какія. Ідзеш туды, у Лецяхі, і бяры з старае гароджы цапок. Ідом, кажа, калышацца, як дзеўкі адзетыя на бярозах на тых: “Хадзіце калыхацца!”, знаюць, чым цябя завуць. Я, кажа, з бабай ішоў, так яна цапком стукне: “Не абвяшчайся, маўчы”. Ціхенька і пойдам. А калі надаела эта людзям, ну, і давай у царквах, у аўтарах, якія-та прабіваць ямкі, заклінаць, і ня стала іх. Наука прызнала, семінарыя, папы, што, вот, у каго маленькія дзеткі, і яны памерлі нехрошчонымі, то, вот, ета русалкі.
(От ж-цы д. Казацкие Болсуны Ветковского р. Хомяковой Феклы Денисовны, 1908 г. р., зап. Лопатин Г.И. в 1990 г. Т. 52. Л. 9).
11. Вот, у рэчцы раньшэ тапіліся маладыя. Так некаторым прыздавалася, што стаяць у рэчцы красівыя ці парні, ці дзеўкі. I найболей з распушчанымі валасамі, як ў вянцах каторыя. I, уродзе, каму нада пагібнуць — утопіцца. У тое ўрэмя, і ў тое места — эта на-хаджэніе русалак этых. У нас хлопец быў. Яго колькі раз ад рэчкі прывядуць, колькі раз спасалі. Усё адно прыздавалася яму: “Ой, пусціце мяне. Мяне дзеўкі завуць. Красівыя. Каб вы паглядзелі!” Пайшоў к рэчцы і ўтапіўся.
(От ж-цы д. Столбун Ветковского р. Кугуевой Зои Константиновны, 1938 г. р., зап. Лопатин Г.И. в 1989 г. Т. 73. Л. 3)
35. У нас сарай быў з пляценчыкаў, із лазы. Я пашла ў сарай. Гляжу ў шчэлачку. Ідзець баба жалезная, абыкнавенная, голая, грудзі. Думаю: “Куда ана пашла?” Вышла на вуліцу, а яе няма.
От ж-цы д. Хальч Ветковского р. Кадильниковой Марии Лаврентьевны, 1928 г. р. зап. Лопатин Г.И. в 1991 г. Т. 108. Л. 5.
Источник этих рассказов был обнаружен ТУТ
Хочется, пользуясь случаем, выразить искреннюю благодарность неутомимым собирателям народных легенд и сказаний и, в частности, сотрудникам Ветковского музея!
Добавлено (17.01.2009, 00:50)
---------------------------------------------
“Раскажу табе пра русалак...”
Генадзь Лапацін
(Представления о русалках по современным белорусским свидетельствам)
И ЗДЕСЬ тоже!